Введение

наверх

 

Российский вейп-рынок, годовой объём которого оценивается в 320–380 миллионов долларов, по-видимому, достиг своего пика: эксперты называют его перегретым, а конкуренция внутри индустрии перешла границы адекватности. И если в регионах ещё есть куда расти, то у полусотни московских вейп-магазинов выручка падает с прошлого года.

Справка

наверх

Второе-третье место по количеству вейп-точек после Москвы делят Омск и Казань (около 200 в каждом городе).

По состоянию на середину этого года, на 100 тысяч россиян, проживающих в городах-миллионниках, приходится по пять вейпшопов. При этом в Омске таковых 16, в Казани – 12. Как ни странно, в Москве и Питере, несмотря на общее количество точек, на 100 тысяч человек приходится всего по 3 и 2 магазина соответственно.

На то, что золотые времена вейп-бизнеса в столице проходят, намекает и законопроект о приравнивании вейпа к табаку, внесённый на рассмотрение парламента Московской городской думой. Правда, закон не пошёл дальше рассмотрения и парить в парках по-прежнему разрешено, – однако продавцы вейп-товаров морально подготовились к сложностям.

При этом рынок уже перегрет и непрерывно растущее предложение значительно превышает спрос, говорят предприниматели, снизившие наценку со 100% в 2016 году до нынешних 40%.

Конкуренция

наверх

Усложнилась ситуация и в ивент-сфере. На рынок приходит всё больше желающих организовать очередную вейп-выставку, причём с применением чёрного пиара в отношении крупных укрепившихся площадок. Так, в бизнес-комьюнити обсуждают скандал, связанный с компанией «Альфа Вейп», причастной к организации ряда атак против конкурентов и проведению митинга псевдоактивистов в московском парке «Сокольники». 13 августа группа митингующих с плакатами собралась в парке, чтобы выразить протест против парения в общественных местах. Их главным требованием был запрет на проведение крупной ежегодной выставки VAPEXPO Moscow.

Претензии были обращены к руководству выставочного центра; при этом главный «активист» Тимур Богатырёв обратился лично к директору «Сокольников» с требованием отменить выставку.

Оснований для таких призывов у митингующих не было, поскольку вейпинг в общественных местах не запрещён, а законопроект Мосгордумы, как мы помним, не принят. Тем не менее, группа пыталась оказать давление на дирекцию «Сокольников», апеллируя к якобы противозаконности вейпинга в парке.

Как выяснилось позже, акция созванных «активистов» оказалась чёрным методом борьбы с более крупным конкурентом – VAPEXPO Moscow – и её организатором, компанией Smile-Expo, которая провела в Москве уже пять вейп-выставок и готовит шестую.

Как свидетельствует предсудебная претензия, полученная Smile-Expo (судебный процесс продолжается – дело №А40-91051/17-110-851), Тимур Богатырёв представляет ООО «Альфа Вейп» – компанию, организующую своё мероприятие под названием GLOBAL VAPE. При этом, согласно протоколу встречи «активистов» с дирекцией парка «Сокольники» и депутатом местной власти, от имени «активистов» присутствовал и озвучивал требования о запрете выставки VAPEXPO Moscow тот самый Тимур Богатырев. Иными словами, «активные москвичи» были банально натравлены на парк «Сокольники» и VAPEXPO Moscow.

В «Альфа Вейп» свою причастность к организации митинга отрицают. По словам Рубена Гусова, называющего себя президентом мероприятия GLOBAL VAPE, речь не идёт об антагонизме по отношению к проходящей в «Сокольниках» VAPEXPO.

Реклама Потяните вверх, чтобы пропустить

Сама же «Альфа Вейп», ведя партизанскую борьбу с организаторами более крупного ивента, известна тем, что не выполняет заявленных планов перед своими партнёрами и посетителями.

В Smile-Expo, против которой была направлена акция, также заявляют о том, что «Альфа Вейп» регулярно распространяет слухи о якобы переносе или отмене мероприятий компании. По словам представителей VAPEXPO Moscow, это приводит к подрыву доверия участников вейп-рынка к организаторам выставок.

Итоги

наверх

Попытка манипулировать общественным мнением и давление на дирекцию парка «Сокольники» привели к тому, что производители вейп-товаров боятся сотрудничать с добросовестными организаторами, действующими полностью в рамках закона, утверждают в Smile-Expo.

В компании считают, что игра не по правилам может сказаться на всём вейп-рынке, и без того испытывающем затруднения. В конечном счёте это может привести к тому, что Россия окажется вне числа семи стран, на которые приходится 75% мирового рынка вейп-товаров и услуг, добавили в Smile-Expo.