Введение
наверхГлавный редактор информагентства «Русский табак» в эфире редакции рассказал в каком случае возможно изменить законодательное регулирование вейпинга и других инновационных систем.
Зампред комитета по образованию и науке Борис Чернышов направил на рассмотрение в Минздрав предложение приравнять системы нагревания табака к сигаретам.
Он отметил, что популярность таких систем растёт, и ими часто интересуются молодые люди. Также Чернышов подчеркнул, что устройства находятся в открытой продаже, их рекламируют, из-за чего может возникнуть впечатление, что они безопасны для здоровья.
Депутат убеждён, что рекламу систем нагревания табака необходимо запретить, а также приравнять подобные устройства к обычным сигаретам, убрав их с витрин магазинов.
Комментарии главного редактора информагентства «Русский табак»
наверхГлавный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королёв в эфире редакции рассказал, как долго будет обсуждаться вопрос регулирования инновационных систем, таких как вейпинг или нагревание табака.
«Приравнивать нельзя, поскольку нагреваемый табак это продукт со сниженным риском. Там нет сгорания, нет канцерогенов, нет основных рисков для здоровья, которые существуют при курении обычного табака. Поэтому регулирование должно быть отдельным», — заявил он.
Максим Королёв напомнил, что действительно рациональное решение, то есть раздельное регулирование, было предложено Минпромторгом, однако не было принято.
Вместо этого было принято решение, что инновационные продукты будут регулироваться, как табак. При этом Королёв напомнил, чтобы такое регулирование было возможно, нужно внести поправки в ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
«Это сложная, кропотливая и неблагодарная работа. Ясно, что она со всех сторон будет критиковаться. По всей видимости, сейчас идёт закулисная, подковёрная политическая возня, кто будет этим заниматься.
Сделать это элегантно нельзя, потому что инновационные продукты, это не табак. Трудности начинаются с терминов. В ФЗ-15 всё только про табак, должны быть листья (сушеные или какие угодно), этого нет ни в вейпинге, ни в нагреваемом табаке (там условный табак).
Никто за это не хочет браться — это работа. Поэтому это все спихивают друг на друга, но хотят получить с этого политические дивиденды. Эта тема будет всплывать до тех пор, пока её решение не будет поручено кому-то одному, а всех остальных попросят помолчать.
Сейчас это всё сотрясание воздуха», — уверен собеседник.
Максим Королёв отметил, что чёткую статистику по законодательным решениям в области регулирования табакокурения можно увидеть в последнем отчёте Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), который был представлен на конференции осенью 2018 года в Женеве.
Таким образом, из всех государств-членов этой организации менее десятой части приняли законодательство, которое приравнивает табак и инновационный продукт, в том числе нагреваемый табак, вейпинг и так далее.
«Всего лишь 14 стран из 190 стран. Так что даже из мирового опыта видно, что приравнивание отнюдь не самый популярный, даже в законодательной сфере, способ регулирования, подавляющее большинство государств понимают, что это неправильный путь.
Есть примеры, та же Великобритания, где само Министерство здравоохранения в мягкой форме, но, тем не менее, поддерживает переход курильщиков обычных сигарет на инновационную продукцию.
Есть такие мягкие меры, которые могут казаться кому-то дикими, но на самом деле они снижают реальный вред от того, от чего нельзя избавиться. Нельзя просто запретить людям курить.
У нас же, как правило, не предлагают какие-то мягкие меры, у нас предлагают только запреты или подобные этой инициативе вещи. Для других предложений нужно политическое мужество.
Любой, кто предложит раздельное регулирование — получит ярлык табачного лобби. Поэтому этого никто не делает», — заключил собеседник.
Напомним, ранее Минздрав предложил вывести табачные изделия из легального оборота после 2050 года. Для этого в ближайшие 30 лет нужно постепенно снижать уровень потребления табака в России, чтобы к моменту вступления в силу запрета на сигареты число курильщиков оказалось минимальным.