Введение
наверхГенеральная прокуратура РФ отказалась рассматривать жалобу на действия ФАС РФ, создающей условия для продвижение табачной продукции в обход антитабачных законов.
Письмо с аргументами и фактами было перенаправлено Генпрокуратурой в ФАС РФ – орган власти, на который поступала жалоба.
Результат рассмотрения дела
наверхНапомним, ранее мы сообщали, что Нижегородское УФАС перестало видеть табачную рекламу, глядя на надписи в кассах ритейлеров: «У нас можно приобрести IQOS», «Здесь продаются стики для IQOS».
При этом, возбудив административное производство, УФАС усмотрел нарушение антитабачного законодательства, запрещающего рекламу табака. Однако на заседании ритейлер, в отношении которого было начато дело, предъявил письмо ФАС РФ.
Нижегородское УФАС, познакомившись с письмом, согласилось, что сообщения «У нас можно приобрести IQOS», «Здесь продаются стики для IQOS» якобы не содержат дополнительных изображений, образов, рекламных слоганов и иной информации, выходящей за пределы необходимого информирования о реализуемом товаре.
Хотя вместо наименования товара используется логотип IQOS – бренда табачной корпорации «Phillip Morris International».
Ссылаясь на порядок и пересылая письмо, Генпрокуратура РФ указала, что решение по приводимым доводом ещё не принималось руководителем ФАС России.
Но главреду редакции на него отвечает заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров.
«Антимонопольные органы в рамках осуществления государственного надзора в сфере рекламы осуществляет оценку рекламы систем нагревания табака на предмет её соответствия требованиям федерального закона «О рекламе» и в случае выявления нарушений в такой рекламе привлекают виновных лиц к ответственности, – заверил он.
– При этом пунктом 8 статьи 7 федерального закона «О рекламе» закреплено, что не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Электронная система нагревания iQOS используется в настоящее время как средство доведения до потребителя табачных изделий – табака нагреваемого. Способ доведения – нагревание отличается от традиционного – путём горения (тления).
Однако общий смысл для потребителя процесса остаётся прежним – курение табачных изделий. Следовательно, в настоящий момент реклама электронной системы нагревания iQOS может ассоциироваться у потребителя с процессом употребления табачных изделий, только новым способом.
Нельзя не отметить, что данные устройства представляют из себя обыкновенные аэрозольные нагреватели, которые потенциально могут быть использованы для других целей, например, медицинских, или как средство для доведения до потребителя веществ, не содержащих никотин.
В этих случаях, действительно, можно будет рассматривать электронную систему нагревания, как отдельный товар, используемый в различных целях, в том числе лечебных и профилактических.
Таким образом, на рекламу электрической системы нагревания iQOS как аэрозольного нагревателя при определенных условиях могут не распространятся требования и запреты, установленные федеральным законом «О рекламе»».
Продолжая, господин Кошеваров пишет, что в рекламе системы iQOS, содержащей информацию, позволяющую отнести такую систему к системам нагревания табака, могут усматриваться признаки нарушения пункта 8 статьи 7 федерального закона «О рекламе».
«Вместе с тем, на саму по себе рекламу электронной системы нагревания iQOS как аэрозольного нагревателя, не содержащую указания на используемые в данной системе нагревания картриджей, содержащих никотин, по мнению ФАС России, не распространяются запреты, установленные пунктом 8 статьи 7 федерального закона «О рекламе»», – резюмирует он.
Теперь, чтобы добиться реакции Генпрокуратуры РФ на действия ФАС РФ, требуется получить ответ главы ФАС РФ.
В этой связи направлено обращение на имя Игоря Артемьева: редакция настаивает, что сообщения «У нас можно приобрести iQOS», «Здесь продаются стики для iQOS» является рекламой табачной продукции.
А значит это нарушение. Которое не удается пресечь, возможно, по причине коррупционного сговора руководства ФАС России и табачной корпорации.
Интересно, что думают о данной ситуации наши читатели? Своё мнение можно написать в комментариях ниже.