Намотка спиралей. Обзор для начинающих

поделиться с друзьями публикацией:
Содержание
  1. Введение
  2. Атомайзеры для намоток
  3. Материалы для намоток
  4. Сопротивление намотки
  5. Виды намотки
  6. Процесс намотки
  7. Результат
  8. Насколько это выгодно?

Введениенаверх

Рано или поздно любой вейпер узнаёт о возможности мотать собственные спирали на атомайзер и задумывается над тем, зачем же, собственно, это всё нужно, ведь можно просто купить новую «голову». Необходимость создания собственных намоток сегодня не так велика, как раньше, но вейперы всё ещё могут получать значительные преимущества от собственных спиралей.

Во-первых, самостоятельно создавая спираль, можно достичь целевого сопротивления, отличного от тех, что выпускают фабрично. К примеру, для клиромайзера Kanger SubTank существуют стандартные головы для сабомного парения (0,5 Ома) и сигаретной затяжки (1,5 Ома). Если же вы захотите добиться минимального сопротивления, например, 0,1 Ома, либо, наоборот, установить спираль с большим сопротивлением под сигаретную затяжку (1,8 Ома), то вам придётся или менять клиромайзер, или создавать собственную намотку.

Во-вторых, набравшись достаточно опыта, вы сможете влиять на температуру пара, удар по горлу и другие ощущения от парения.

В-третьих, собственные намотки для электронных сигарет позволяют экономить, так как расходные материалы стоят меньше, чем собранный на фабрике испаритель. В долгосрочной перспективе выгода может стать весьма заметной.

Для создания намотки понадобится обслуживаемый атомайзер, имеющий специальную базу под установку собственной спирали. Как правило, такая база обозначается аббревиатурой RBA или RTA — rebuildable atomizer и rebuildable tank atomizer соответственно; RDTA — rebuildable dripping tank atomizer (дрипка с баком). К примеру, упомянутый уже SubTank позволяет использовать RBA базу. В рамках данной статьи мы рассмотрим в первую очередь именно Субтанк, так как это одна из самых популярных моделей, и многие вейперы начинают мотать именно с неё.

Атомайзеры для намотокнаверх

При выборе обслуживаемого атомайзера можно обратиться к опыту вейпинга. Среди сообщества популярны следующие модели:

Kanger SubTank — уже «прорекламированное» устройство, ставшее одним из первых популярных сабомных клиромайзеров. Отличается высоким качеством и «неубиваемостью», а также возможностью использования как заводских спиралей, так и самостоятельных намоток, за что его и полюбили вейперы. Стоит упомянуть и его новую модификацию TopTank — модель с верхней заправкой, которую не нужно откручивать от мода, чтобы залить жидкость;

Kayfun — распространённая в России марка, производящая только обслуживаемые клиры;

Billow v2 — клир, отличающийся от предыдущих возможностью установки двух спиралей, а не одной;

Zephyrus (Zephyrus v2) — тоже двухспиральный клиромайзер высокого качества, полюбившийся отечественным вейперам за схожую с SubTank универсальность — возможность работы с собственными намотками и заводскими «головами»;

Velocity — дрипка, то есть конструкция, не подразумевающая хранение жидкости, а прямое закапывание «жижи» на спираль. Такой вид парения сложнее и менее комфортен — одного закапывания хватает в среднем всего на один «перекур». Но зато получается очень много пара и вкуса.

Материалы для намотокнаверх

По сути, кроме самого обслуживаемого атомайзера вейперу понадобится всего две вещи: проволока и вата. Проволока станет спиралью, а вата фитилём, который будет смачиваться и под воздействием нагрева спирали и поступающего воздуха при затяжке «выдавать» пар. На сегодняшний день существует несколько вариантов материалов.

Материалы для спирали

  • нихром — отличается хорошими эксплуатационными качествами, удобен в намотке и недорого стоит;
  • кантал — он же фехраль, и второе название даже более правильное, ведь «кантал» — это имя производителя материала. Аналог нихрома, но не имеет в своём составе никеля, из-за чего меньше стоит, меньше служит и не так удобен в эксплуатации, ибо скручивается и пружинит. Последний недостаток устраняется путём нагрева, но об этом ниже. За сочетание цены и качества кантал считается наиболее популярным материалом;
  • нержавейка — дешёвый и доступный материал, обладающий большим сроком службы. Не очень удобен в намотке, поэтому используется не часто. Тем не менее, в последнее время стали появляться устройства с температурным контролем (ТК), функционирующие на нержавейке, поэтому популярность материала растёт, ведь он может работать и в режиме ТК, и вариватта одинаково хорошо. При этом в отличие от титана и никеля с нержавейкой легко можно создать намотку с высоким сопротивлением (примерно 1 Ом);
  • никель — дорогой материал для устройств с температурным контролем. Для новичков не представляет ценности, так как слишком дорог для «опытов»;
  • титан — аналог никеля, с тем лишь отличием, что не выделяет вредных веществ при перегреве (такая же проблема есть и у кантала с нихромом). Перегревается ли никель в устройствах с ТК выше «порога опасности» в 600℃ — пока что спорный вопрос, ведь моды «держат» максимальную температуру в пределах 350℃. Из-за сохраняющейся потенциальной опасности многие вейперы уже переходят на титан для уверенности.

Материалы изготовления фитиля

  • кремнеземный шнур — устаревший материал, практически не использующийся сегодня. Даёт меньше пара и вкуса, чем другие, быстро загрязняется и относительно плохо проводит жидкость;
  • вата — обязательно нестерильная, иначе при парении будет «привкус больницы». Очень дешёвый и доступный в любом уголке мира материал, приобрести который можно в любой аптеке или супермаркете. Подойдут даже ватные диски;
  • японский хлопок — лучший материал на данный момент, не дающий привкуса и лёгкий в использовании. Правда, для начинающего вейпера может показаться дорогим.

Сопротивление намоткинаверх

Основная характеристика созданной намотки — её сопротивление. К примеру, намотка на Субтанк может быть как стандартных значений вроде 1,2 Ома, 0,5 Ома, то есть аналогом продающихся готовых испарителей, так и 0,7 Ома, 0,3 Ома и так далее. Сопротивление зависит от нескольких признаков:

  • длина спирали — она же количество колец. Чем больший «путь» нужно пройти току, тем больше сопротивление;
  • толщина — чем больше толщина проволоки, тем ниже сопротивление. Однако наращивать толщину бесконечно нельзя, и уже на 0,4 мм становится сложно создавать кольца. Также на разогрев большой толщины требуется больше энергии, следовательно, увеличивается расход батарейки;
  • значение сопротивления материала. Разные материалы значительно отличаются по своему сопротивлению, поэтому количество витков, их диаметр и общая длина спирали также будут отличаться.

При создании намотки следует учитывать, что чем больше витков и их диаметр, тем больше получается площадь нагрева, влияющая, в свою очередь, на температуру и количество пара. Однако нельзя просто «намотать побольше», так как мод может «не потянуть» такую спираль, из-за чего она будет плохо греться, либо банально не поместится в клиромайзер.

Намотка спирали для электронных сигарет должна производиться с учётом законов Ома. В зависимости от используемого аккумулятора последствием неправильной намотки может быть как просто отказ работать (моды с платой), так и выход из строя всего устройства (мехмоды). К примеру, если вы накрутили спираль с сопротивлением 0,5 Ома на свой SubTank, то вам потребуется мод, работающий на более чем 15 Ваттах. Однако на современном рынке редко встречаются моды с 15 Ваттами «на борту», которые «умеют» работать с низкоомными намотками. Поэтому важно, чтобы е-сигарета подходила не только по мощности, но и по поддерживаемому сопротивлению. И, как правило, такие устройства «стартуют» с 30 Ватт. Важен и аккумулятор — он должен быть высокотоковым, чтобы избежать перегрева.

Добиться на малых Ваттах низкого сопротивления можно ещё и на никелевых или титановых намотках, но они могут неправильно работать без температурного контроля и быстро выходить из строя.

Рассчитать сопротивление можно по Закону Ома R=U/I, но также нужно учесть длину спирали, количество колец, длину ножек и так далее. Например:

  • Для получения 0,5 Ом на кантале А1 с толщиной проволоки 0,4 мм потребуется 5,5 витков диаметром 2,25 мм.
  • Для получения 0,3 Ом на никеле Ni 200 c толщиной проволоки 0,2 мм потребуется 11,5 витков диаметром 2,5 мм.

Звучит сложно, но в современном мире всё просто благодаря интернету. Многочисленные онлайн-калькуляторы позволяют рассчитать намотку в два счёта, к примеру reprova или coiltoy. Ресурсы предлагают даже приложение для мобильных телефонов.

Сегодня самыми популярными значениями сопротивления являются «сабомные», то есть ниже 1 Ома. Намотки можно создавать вплоть до 0,05 Ома, если вы парите на моде с платой (при условии поддержки такого сопротивления, разумеется), или ещё ниже, если на мехмоде. Благодаря наличию защит такое низкое сопротивление стало безопасным, и вы можете не беспокоиться о возможном замыкании. Также всё ещё популярны «классические» значения 1,2 и 1,6 Ома, которые дают меньше пара, но отлично работают на маломощных е-сигаретах. Такие Омы очень «уважают» любители сигаретной затяжки.

Виды намоткинаверх

Всего существует пять основных видов намотки. Вот эти койлы (спирали):

Микрокойл или нанокойл — небольшая спираль, витки которой расположены на минимальном расстоянии друг от друга. Подходит для небольших клиров и выдаёт много пара, так как площадь нагрева у неё больше. Однако при создании такой спирали нужно тщательно следить за отсутствием КЗ;

Обычный койл или спейскойл — слово space в нём означает не космос, а пространство. Витки такой спирали разделены пустым местом, благодаря чему жидкость лучше проходит по всей ватке, меньше шанс подпалить её и вдохнуть дым вместо пара. При намотке проще, но даёт немного меньше пара. Также возможны «плевки» жидкости в рот при слишком редких кольцах, так как «жижа» может не успевать испаряться;

Койл-косичка — не совсем полноценный вид, а подтип спиралей, которые мотаются не из одной проволоки, а из двух, переплетённых между собой. Благодаря этому увеличивается площадь нагрева, а значит, вкус и пар, но также становится больше шанс втянуть вместо пара жидкость. Подходит не для всех клиров, к примеру, на Субтанк такую невозможно установить. Койлы-косички могут быть как в формате микрокойла, так и спейскойла;

Параллельные койлы — микрокойл или спейскойл, мотающийся не из одной проволоки, а из двух. Такой подход позволяет увеличить площадь нагрева, вкус и пар. В намотке сложнее, так как необходимо зафиксировать концы проволоки для равномерности;

Арт-койлы — сложные узорчатые плетения, на которые приятно смотреть и ещё приятней парить. Дают много вкуса и пара, так как площадь нагрева у них потрясающая, отлично выглядят, но очень сложны в намотке, поэтому остаются прерогативой про-вейперов.

Процесс намоткинаверх

Намотка атомайзера будет продемонстрирована только на примере спейс- и микрокойла, так как создание арт-койлов слишком сложно для описания «в двух словах».

Чтобы намотать спейс- или микрокойл, понадобится такой набор инструментов:

  • ножницы;
  • кусачки;
  • плоскогубцы;
  • пинцеты — желательно один из них керамический, чтобы безбоязненно трогать спираль под напряжением;
  • отвёртка;
  • устройство для намотки спирали — оно же «моталка». Специализированный щуп, облегчающий намотку спирали в разы. Если его нет, то можно заменить отвёрткой нужного диаметра или даже сверлом от дрели.

Далее для обоих вариантов процесс таков с минимальными отличиями (используем обслуживаемую базу субтанка):

  • Вымыть руки и инструменты — вата отлично впитывает запахи, поэтому чтобы не парить потом аромат «ящика для инструментов», следует соблюсти гигиену.
  • (Опционально) Прожечь горелкой или на плите проволоку, если она пружинит и скручивается. Таким действием вы придадите ей пластичность. Прожечь можно и после намотки зажигалкой или посредством мода. Внимание! Титановые и никелевые намотки ни в коем случае нельзя прожигать. Это существенно снизит их эксплуатационные характеристики и поспособствует выделению никелем вредных веществ.
  • При помощи салфетки и спирта обезжирить проволоку. В этом пункте нет необходимости, если вы планируете прожечь намотку после на моде. Никель и титан рекомендуется протирать до намотки, так как прожигать их нельзя.
  • Далее стартует сам процесс намотки. Возьмите «моталку» или её заменитель и начинайте ритмично накручивать проволоку «звено к звену» для микрокойла и с небольшими зазорами в миллиметр для спейскойла. Если спейскойл получается неровным, не волнуйтесь — потом это исправится.
  • Когда будет достаточно витков, микрокойл можно считать практически готовым, а получившуюся «пружину» спейскойла нужно будет пару раз сжать плоскогубцами (или прижать к основанию «моталки») и растянуть, чтобы спираль стала ровной.
  • Спираль готова! Теперь её необходимо установить на базу клиромайзера. Для этого отверните удерживающие винты и просуньте края проволоки, не задействованные в спирали, под них. Зафиксируйте болты и отвёрткой или «моталкой» скорректируйте положение спирали, чтобы она была помещена ровно по центру. Чем выше она будет относительно нижнего отверстия, тем жёстче будет удар по горлу от парения, чем ниже — тем мягче. Ни в коем случае не должно быть соприкосновения спирали и каких-либо элементов базы. Удалите кусачками «лишние» хвосты проволоки так, чтобы они не соприкасались со стенками крышки базы, иначе возникнет КЗ.
  • Прожгите спираль кратковременными нажатиями на кнопку парения, включив мод на 20–30 Ватт мощности. Нажать и держать кнопку — не рекомендуется. В результате спираль должна равномерно разогреваться (краснеть) от центра к краям. Если в микрокойле часть спирали не разогревается докрасна, проведите по ней керамическим пинцетом, как по старой советской батарее ключом. После пары таких процедур КЗ уйдёт (между витками появится минимальное расстояние), и спираль начнёт разогреваться равномерно.
  • Достаньте вату и удалите её верхний слой, чтобы материал получился как можно более «пушистый».
  • Вставьте ватку внутрь спирали, при этом она должна свободно ходить из стороны в сторону.
  • Обрежьте избыточные хвосты фитиля, но оставьте небольшой запас.
  • Накрутите «юбочку» обслуживаемой головы, скрыв фитиль внутри. При откручивании и закручивании вата не должна попадать на резьбу: несколько раз открутите и закрутите «юбку», чтобы проверить это.

Таким образом создаются намотки на клиромайзер или дрипку. В зависимости от того, какую площадь сечения проволоки и количество колец вы выбрали, будет изменяться выдаваемый вкус и пар. Сегодня общепринятой считается намотка на 0,3 Ома, так как такое значение достигается небольшим числом колец и достаточно тонкой проволокой. Впрочем, для первых намоток подойдут любые значения.

Процесс создания более сложных спиралей, таких как Clapton, Chain и других, рассмотрен в отдельной статье.

Результатнаверх

Ваша спираль будет обладать различными характеристиками в зависимости от того, какие вы допустили ошибки и как расположили спираль на базе:

  • температура — зависит от типа спирали и площади нагрева;
  • скорость образования пара — зависит от сопротивления спирали. На значениях сопротивления выше 1,5 Ома парообразование будет относительно медленным и подойдёт для парения с сигаретной затяжкой. На значениях ниже 0,3 Ома парообразование будет быстрым, но потребуется мощный мод;
  • удар по горлу (тротхит) — зависит от расположения спирали. Чем она выше относительно базы, тем жёстче ТХ, чем ниже — тем мягче;
  • срок службы намотки — зависит от целого набора факторов, но основными губительными моментами являются перегрев и плохая подача жидкости. Влияние оказывает и качество самой жидкости.

Среди классических ошибок следует упомянуть неправильный расчёт сопротивления, в результате чего спираль просто «не запускается». Современные устройства частично нивелируют эту проблему, так как обладают защитами и могут работать с широким диапазоном сопротивлений. Короткое замыкание — распространённая проблема, вызванная тем, что спираль касается металлических частей базы (не считая специальных креплений). Привкус гари может проявляться при перегреве спирали, либо при недостаточной проходимости жидкости по фитилю. Протечка — результат не верно выбранного типа спирали и неправильной укладки ваты. Также возможны протечки из-за плохого закручивания деталей клиромайзера.

Насколько это выгодно?наверх

Моментальной выгоды от обслуживаемых испарителей не будет. Только долгосрочная перспектива! Понять, что намотку нужно заменить, можно по тем же признакам, что и у готового испарителя. Периодичность замены у обоих вариантов примерно равна.

Первые плоды экономии будут видны уже в первые месяцы. К примеру, испарители 0,5 Ома для Kanger SubTank стоят примерно 1300 рублей за упаковку в 5 штук. А это примерно по 520–780 рублей в месяц. Расходники же для самостоятельных намоток обойдутся в месяц примерно по 120 рублей, и это с учётом «скакнувшего» курса. Экономия почти в пять раз, но сначала вам придётся закупиться инструментами и бездарно «слить» несколько метров проволоки и ваты на обучение. Но как только вы научитесь мотать спирали, выгода этого навыка станет для вас очевидна!

Дата публикации:
Понравилась ли Вам данная статья?
+669 -21
161749
Если вы заметили ошибку в тексте,
выделите её и нажмите ЗДЕСЬ
Если вы заметили ошибку в тексте,
выделите её и нажмите ЗДЕСЬ
наверх