Введение
наверхТемпературный контроль появился летом 2015 года и сразу стал обсуждаемой темой. Эта функция принесла столько полезных свойств, что моментально стала новым стандартом, на который равняются производители е-сигарет. А благодаря развитию индустрии вейпинга, моды с температурным контролем сразу же начали появляться на «прилавках», и не пришлось ждать полгода налаживания производства, как это было с вариваттом.

Вариватт упомянут не зря: температурный контроль в электронной сигарете — это прямой его наследник, улучшающий концепцию регулировки мощности. Моды с ТК позволяют настраивать мощность, но при выставленной температуре её поддержанию уделяется больший приоритет, и если спираль сильно разогрелась, то плата даёт команду сбросить мощность, чтобы остудить испаритель. Для вейпера же ощущения не изменятся: ему будет казаться, что мощность всё та же. Когда спираль начнёт остывать, плата повышает мощность, в общем, всячески поддерживает выставленную температуру.
Как работает термоконтроль? Секрет заключается в особом материале испарителя — никеле или титане. Эти металлы имеют свойство повышать сопротивление при нагревании, причём делают это линейно и плавно. При установке нового испарителя плата мода запоминает, каково сопротивление холодной спирали, и далее по количеству Омов может определить, насколько разогрелась спираль. Использование именно этих металлов позволяет электронике очень точно определять температуру. Другие же материалы не обладают настолько прямым и чётким взаимодействием нагрева и сопротивления, поэтому их использование не имеет смысла.
Соответственно, для работы функции нужны клиромайзеры, которые поддерживают возможность установки титановых и никелевых голов. Как правило, это большинство современных клиров: Eleaf GS-TANK TC, Kanger Subtank.
Также потребуется мод с температурным контролем. Здесь уже выбор немного меньше, так как новинка ещё не так широко представлена в модельных рядах крупных компаний. В качестве примера можно привести eVic VT, iStick 40W TC, Sigelei 150W TC, Kanger Nebox. Отличие эти модов в особой плате, «понимающей» показатели сопротивления никеля и титана.
Температурный контроль даёт возможность регулировать температуру в пределах 200–600 °F или 100–315 °C. Соответственно, единицей измерения при регулировке становятся не Ватты, а градусы. В некоторых модах происходит переключение на Джоули, определяющие скорость разогрева спирали. Их можно выставить вручную, а можно довериться автоматике, которая «лучше знает» и выберет оптимальное значение.

Плюсы и минусы термоконтроля
наверхПреимущества температурного контроля весьма внушительны:
- более прохладный пар — выставив температуру, вы можете ограничить разогрев спирали «впустую», благодаря чему пар станет прохладней и приятней на вкус, не потеряв при этом обильности. Важной особенностью прохладного пара является то, что он не раздражает слизистую оболочку горла. По сообщениям врачей ВОЗ, именно горячий пар был одной из последних претензий к е-курению, так как он мог провоцировать заболевания ротовой полости. С ТК электронные сигареты становятся ещё безопасней для здоровья;
- отсутствие привкуса гари — книжная сага о Гарри Поттере завершена, закончились и его приключения в вейпинге. Плата мода отслеживает разогрев спирали и вовремя снижает мощность при перегреве, благодаря чему возможность подпаливания фитиля исключена. Помимо неприятного привкуса, «гарик» также выделяет вредные вещества, поэтому его отсутствие положительно скажется на здоровье вейпера;
- температура нагрева спирали не зависит от количества жидкости и обдува — на любом клиромайзере с поддержкой никелевых или титановых испарителей температурный контроль будет одинаково хорошо выполнять свои функции. Когда жидкость начнёт заканчиваться, вместо гари будет просто меньше пара, либо же спираль просто не станет разогреваться;
- фитиль, а вместе с ним спираль прослужит дольше — защищённый от подгорания испаритель нужно будет менять реже;
- сокращается расход батарейки и жидкости — в отличие от обычных модов, е-сигарета с ТК не всегда «жарит на полную», а снижает мощность, когда она не требуется. В результате потребляется меньше энергии и меньше «жижи» выпаривается зря;
- лучше раскрывается вкус жидкости — при простом подборе температуры можно заново открыть для себя привычную смесь;
- упрощается настройка — можно забыть о Ваттах, Омах и Вольтах, достаточно выставить комфортное значение по Фаренгейту или Цельсию, либо же в Джоулях;
- вкус и насыщенность пара не зависят от обдува — моды без термоконтроля при уменьшении обдува делают пар жёстким и горячим. Температурный контроль же на любой тяге оставляет пар прохладным и вкусным. Если уменьшить обдув, то просто будет меньше пара, более ничего не изменится.
Существуют ли недостатки у температурного контроля? Да:
- высокая стоимость — сам мод, клиромайзер с поддержкой титана и никеля, испарители из этих материалов складываются в ощутимую сумму. Правда, не все устройства дорогие: Eleaf iStick 40W TC стоит как обычный мод без термоконтроля, тогда как его коллеги дороже примерно вдвое, а то и втрое, как новинка конца 2015 Kanger Nebox;
- опасность выделения вредных веществ при использовании никеля — пока что это достаточно спорный момент, но умалчивать о нём было бы преступно. Тем, кто хочет нейтрализовать даже потенциальную угрозу, следует использовать титановые испарители, которые ещё дороже.

Мифы о термоконтроле
наверхНовинки всегда порождают слухи и мифы, давайте разберёмся, что из них правда, а что нет:
- ТК позволяет подобрать любую температуру — это не совсем верно, моды с термоконтролем позволяют регулировать температуру в пределах 200–600 °F и 100–315 °C. Но в зависимости от других настроек плата может заблокировать устройство на определённых температурах во избежание повреждения мода. Также существует небольшая погрешность, изменяющаяся в зависимости от устройства. Из-за неё выставленные 200 °C по факту могут оказаться 210 °C или 190 °C;
- парение с температурным контролем опасно для здоровья — частично верно, если учитывать потенциальную опасность никеля. При разогреве выше определённого порога этот металл становится токсичным и хрупким, что не только вредит здоровью, но и сокращает срок его работы. Влияние никеля в модах с ТК ещё не изучено, и тем, кто опасается его, следует использовать полностью безопасный титан;
- испаритель для ТК нужно прожечь перед использованием — ни в коем случае этого делать нельзя! Принимая во внимание вышеозначенное замечание про никель, этим вы не только испортите испаритель, но и подвергнете здоровье риску. Более того, мод с ТК не даст вам прожечь спираль, так как это не требуется;
- мощность на экране не имеет ничего общего с реальной — правда. Однако стоит учитывать, что несмотря на несовпадение «по бумагам», «по ощущениям» вейперу будет казаться, что е-сигарета работает на выставленной мощности. Реальные значения зависят от производительности спирали и качества обдува, а также установленной температуры. Регулируя число градусов, можно достичь нужных ощущений, соответствующих «любимой» мощности;
- нельзя установить мощность ниже 30 Ватт на сигаретах с ТК — миф, являющийся продолжением предыдущего пункта. В зависимости от обдува, температуры и разогрева спирали мод может скинуть напряжение и ниже 30 Ватт, чтобы не перегревать испаритель. Более того, существуют моды, позволяющие выставлять и однозначные значения мощности в режиме вариватта, и она может быть использована в режиме ТК;
- можно мотать спираль для ТК из нихрома, кантала и железа — частично миф, частично правда. Из-за особенных свойств никеля и титана плата может с точностью по их сопротивлению отслеживать температуру, нихром и кантал же такими не обладают. Железо имеет похожие свойства, но взаимосвязь нагрева и сопротивления не так линейна, более того, устройство с термоконтролем должно «знать» металл, а современные изделия «нержавейку» не воспринимают. Тем не менее, вейперы научились обманывать свои моды, представляя железную намотку как никель низкой степени чистоты (10–11% для е-сигареты Nebula SXK60). На таких настройках «нержавейка» работает с температурным контролем, но это пока что любительские эксперименты. В будущем, возможно, железо станет альтернативным материалом для ТК, снизив таким образом стоимость испарителей;
- ТК есть только в бокс-модах — скорее да, чем нет. Все крупные производители выбрали для температурного контроля форм-фактор бокс-мода, впрочем, как и небольшие. Однако игнорировать моды-цилиндры с ТК вроде Heatvape Power Tube TC нельзя. Пока что только Heatvape «засветился» в необычном форм-факторе для термоконтроля.

Отдельного места в разделе мифов заслуживает мод iJOY Asolo 200W TC, который был заявлен, как первая и единственная е-сигарета с ТК на кантале и вообще любом материале. По началу данные даже подтверждались, но при поступлении в широкую продажу выяснилось, что физику всё же не обманешь, и на кантале ТК от iJOY Asolo 200W TC не работал в полную силу, а был просто своеобразной защитой от «гариков». С новой версией мода производитель сделал хорошую мину при плохой игре и заявил, что «TC» в названии — это аббревиатура не от «Temperature Control», а от «Taste Control», то есть та самая защита от привкуса гари. Кроме этого, независимые вейперы провели ряд тестов и доказали, что даже обещанных 200 Ватт мод не выдаёт, ограничиваясь примерно 166 Ваттами. К слову, цена этой е-сигареты 70–100 долларов.
Примеры модов с ТК
наверхВ заключение можно привести популярные бокс-моды с температурным контролем от проверенных производителей.
Joyetech eVic VT — стильный и производительный мод, претендующий на лавры первого устройства с ТК. Максимальная мощность составляет 60 Ватт, а запас батарейки — 5000 мАч.
Sigelei TC 150W — большой мод с максимальной мощностью в 150 Ватт и двумя сменными 18650 аккумуляторами. Совмещает в себе вариватт, варивольт и температурный контроль. Но за такую функциональность придётся заплатить двойную цену.
Eleaf iStick TC 40W — 2600 мАч и «потолок» в 40 Ватт. Однако при своей функциональности устройство весьма доступное. В этом плане весьма показательно сравнение Eleaf iStick TC 40W и eVic VT
Cloupor GT 80W — как и Sigelei, совмещает в себе вариватт, варивольт и температурный контроль. Устройство имеет максимальную мощность в 80 Ватт и две съёмные 18650 батареи.